Коррекционно - образовательная работа учителя – логопеда
в МДОУ №86
Основным, ведущим специалистом в ДОУ, проводящим и координирующим коррекционно – педагогическую работу с детьми имеющими речевые нарушения, является учитель – логопед.
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи. Занятия проводятся в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме. В режиме работы логопункта индивидуальная работа является основной.
Задачи, которые решает учитель – логопед:
1. Развитие элементарных форм устной речи на базе расширения словарного запаса. Что включает в себя уточнение и активизацию словаря на основе систематизации знаний об окружающем мире. Каждую неделю проводятся занятия по определённой лексической теме, например: «Домашние животные», «Посуда», «Перёлётные птицы» и т.д. На основе взятой лексической темы расширяется активный словарь существительных, глаголов, прилагательных, наречий и местоимений.
2. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
а) Усвоение способов словообразования:
- образование относительных прилагательных (например, игра «Приготовим сок». Сок из яблок – яблочный сок и т.д.).
- образование притяжательных прилагательных (игра «Чей, чья, чьё?». Чей хвост? Заячий хвост, медвежий хвост и т.д.)
- образование приставочных глаголов. Например, обыгрывание с машинкой стихотворения «Шутки»
Ехали мы, ехали, до горки доехали,
Въехали, съехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали и дальше поехали…
- образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Игра «Скажи ласково». Птица – птичка; сова – совушка.
б) Усвоение способов словоизменения:
- изменение имён существительных по числам. Игра «Один – много». Слон – слоны; крокодил – крокодилы.
- изменение имён существительных по падежам. Игра «Украсим ёлочку» чем? шариком, звездой, сосулькой.
- употребление в речи простых и сложных предлогов. Обыгрывание с предметами и игрушками. Например, игра «Котёнок и кресло». Котёнок прыгнул на кресло. Где котёнок? На кресле. Котёнок спрятался за кресло. Откуда выглядывает котёнок? Из – за кресла.
- согласование имён прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода. Игра «Какой, какая, какое?». Лимон, какой? Жёлтый, сочный, кислый. Яблоко, какое? Спелое, ароматное, хрустящее.
- согласование имён существительных с числительными. Игра «Сколько?» Один чайник, два чайника, пять чайников.
Одна сорока, две сороки, пять сорок.
3. Формирование полноценной звуковой стороны речи.
- Постановка диафрагмально – речевого дыхания. Выполнение дыхательной гимнастики, специальных игр на выработку воздушной струи: «Задуй мяч в ворота», «Аэробол», «Снежинки» и т.д.
- выработка артикуляционных навыков. Включает в себя ежедневное выполнение комплексов артикуляционной гимнастики, которая необходима для выработки полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата: губ, языка, мягкого нёба. Для создания интереса у ребёнка к выполнению артикуляционной гимнастики используются стихи, красочные картинки.
При необходимости проводится курс логомассажа: массаж лица (ручной и вибрационный), массаж языка (ручной и зондовый).
- формирование правильного звукопроизношения. Что включает в себя постановку звука и его автоматизацию (постепенное введение поставленного звука в речь ребёнка).
- формирование слоговой структуры слова – сохранение порядка и количества слогов в слове при его произнесении (слова отрабатываются с постепенным усложнением: от простых 2 – х сложных слов из открытых слогов «вода» до 5 – ти сложных слов со стечением согласных «регулировщик».
4. Обеспечение овладения элементами грамоты. Что включает в себя:
- Развитие фонематического восприятия (способность различать и опознавать на слух фонемы; умение характеризовать звук по всем параметрам: гласный, согласный, твёрдый - мягкий согласный, звонкий – глухой согласный звук). Используются схемы звуков (гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные: твёрдые – синим, мягкие – зелёным цветом).
- развитие фонематического анализа (определение места заданного звука в слове). Используются игры: «Подбери картинку с заданным звуком», «Куда спрятался звук?» и т. д;
- Развитие фонематического синтеза (составление слов из последовательно предъявляемых звуков). Игры: «Собери слово», «Звуки рассыпались»;
- Формирование понятий: предложение, слово, слог, звук.
Используем методики следующих авторов: Е. А Пожиленко, Т. А. Ткаченко, Е. В. Колесникова, В. В. Коноваленко, Л. Н. Смирнова, О. С. Гомзяк.
5. Развитие и совершенствование связной речи дошкольника.
- Формирование диалогической речи (развитие коммуникативной функции речи и способов реализации речевых средств в процессе диалога: умение участвовать в разговоре, отвечать на вопросы кратко или распространённо, точно следуя содержанию вопроса, умение самому задавать вопросы)
- Формирование монологической речи (составление предложения по отдельным ситуативным картинкам; рассказывание по картинам, рассказы – описания предметов, объектов, составление рассказов с элементами творчества, пересказы). Самостоятельная связная речь детей является несовершенной. Они испытывают значительные трудности в программировании высказывания. Для облегчения процесса становления связной речи используются наглядные средства, которые стимулируют речевую деятельность. При составлении рассказов – описаний мы используем графические схемы, которые представляют речевой план рассказа, о каком – либо предмете или объекте. При обучении пересказу используется приём моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы, или по пиктограммам (пиктограмму текста дети изображают самостоятельно).
Работа по формированию связной речи строится с использованием различных приёмов, предложенных в методиках Г. В. Чиркиной, Т. Б.Филичевой, В.К. Воробьёвой, Т. А. Ткаченко, В. П. Глухова и др.
6. Развитие общей и мелкой моторики.