Положение о логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения
Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 86 г.Томска (далее ДОУ) в условиях современных подходов к коррекционно-образовательному процессу в г. Томске. Положение разработано на основе Закона РФ «Об образовании», Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 №212), Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 14.02.1997 №179), Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием под ред. Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Логопедический пункт создаётся в целях оказания помощи детям в возрасте от 3 до7 лет, имеющим тяжёлые и нерезко выраженные нарушения в развитии устной речи, познавательных процессов, сенсорных нарушений.
Данное положение состоит из двух разделов, учитывая неоднородный состав детей с речевыми нарушениями.
Раздел 1
Рекомендации для зачисления в логопедический пункт ДОУ детей с нерезко выраженными нарушениями речи. К негрубым нарушениям относятся:
-нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Дети владеют фразовой речью, адекватно отвечают на вопросы, могут составить несложный рассказ по картине, пересказать простой текст. Объём обиходного словаря приближается к возрастной норме. Ошибки встречаются при выполнении специально подобранных усложнённых заданий. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или мало известных слов: саморубка (мясорубка), селепед (велосипед), фотирует (фотографирует).Словарный запас недостаточно точен по способу употребления. В нём мало слов, обозначающих отвлечённые и обобщённые понятия. Метафоры, сравнения, переносное значение бывает затруднено. Характерны лексические замены: фонтан-водичка льётся, брызгает, скворечник-птички живут, галстук-ленточка, подоконник-окошко с цветами. Значительные трудности испытывают при самостоятельном образовании слов. Например, профессий от названий действий (строить-строитель), существительных от названий признаков (красный-краснеть); антонимов (густой-редкий, мягкий-чёрствый, храбрый-трусливый). Остаются ошибки в употреблении форм множественного числа (деревы, гнёзды). В активной речи правильно употребляются простые и хорошо отработанные предлоги (в,на,под). Затруднения вызывают сложные предлоги (из-под, из-за, между). Например: Мячик выкатился из шкафа. Лампа висит на столе. Нарушение согласования прилагательных с существительными проявляется в предложениях типа: Мальчик рисует красной ручкой и синей карандашей.
На фоне развёрнутой речи преобладают простые предложения, недостаточен лексический запас прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий, -фонетико-фонематическое недоразвитие. В устной речи выявляются следующие недостатки произношения:
а) замена звуков, одинаковых по способу образования, но разных по месту артикуляции (дудок—гудок, тулак-кулак)
б) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции, но разных по способу образования (танки-санки)
в) замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов артикуляции (фумка-сумка)
г)замена звуков по месту и способу образования, но различающихся по участию голоса (пулка-булка,субы-зубы)
д)замена звуков, одинаковых по способу образования, но различающиеся по признаку твёрдости, мягкости
-фонетическое недоразвитие. Проявляется в отсутствии звука, либо в их искажениях (ыба-рыба, паоход-пароход).
Зачисление детей с негрубыми речевыми расстройствами осуществляется ПМПконсилиумом ДОУ с 1-15 сентября на основании заключения врача-психиатра и комплексного первичного обследования учителя-логопеда. На каждого ребёнка заполняется речевая карта, общий протокол обследования на момент зачисления и выпуска, подписанный членами ПМПконсилиума. Индивидуальный протокол первичного обследования, дневник динамического наблюдения заполняется в случае необходимости уточнения речевого и клинического заключения для направления воспитанника в лечебно-профилактическое учреждение или в ГПМПК.
Выпуск из логопедического пункта производится ПМПконсилиумом в течение всего учебного года после коррекции нарушений в развитии устной речи.
Продолжительность коррекционной работы в логопедическом пункте определяется структурой речевого дефекта.
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи - от 1 до 2 лет. Фонетико-фонематическое недоразвитие - от 6 месяцев до 1 года. Фонетическое недоразвитие - от 3 месяцев до 6 месяцев.
Предельная наполняемость группы детей с негрубыми речевыми нарушениями не более 25 чел.
Занятия проводятся в часы, предусмотренные для занятий согласно санитарно-гигиеническим нормам и режиму работы ДОУ. Занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме. Периодичность групповых занятий определяется структурой речевого расстройства:
-нерезко выраженное общее недоразвитие речи - не менее 3 раз в неделю - фонетико-фонематическое недоразвитие - не менее 2 раз в неделю -фонетическое недоразвитие-не менее 2 раз в неделю
Индивидуальные занятия с каждым воспитанником проводятся не менее 3 раз в неделю. Структура занятий носит комбинированный, комплексный характер, включающий все структурные компоненты речи: фонетико-фонематические процессы, лексику, грамматику, связную речь.
Продолжительность групповых занятий-30-35 минут, индивидуальных, подгрупповых-15-20 минут.
Учебная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 часов в неделю.
Содержание деятельности на современном этапе должно быть направлено на решение следующих задач:
-комплексное своевременное выявление детей с нарушениями в развитии на раннем этапе формирования речевых и познавательных процессов (до 3 лет)
-определение причин и механизмов нарушений совместно со всеми участниками образовательного процесса ДОУ
-разработку комплексных программ в условиях взаимодействия педагогов ПМПконсилиума ДОУ (учитель-логопед, педагог психолог, воспитатель, муз. руководитель, инструктор по физ. культуре, мед. работник) с активным участием родителей (законных представителей ребёнка).
-проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми -консультирование родителей и педагогов по проблемам речевого и общего развития ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями
-сотрудничество с общеобразовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) ОУ, логопедами и врачами детских поликлиник, областным медико-педагогическим центром, ГПМПК
-участвует в работе методических объединений, семинаров, творческих групп -представляет руководителю ДОУ ежегодный отчёт с кратким анализом результатов коррекционно-развивающей работы
Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью не менее 15 м, отвечающего педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособленного для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей. Учитель-логопед ведёт следующую отчётную документацию: -журнал первичного обследования речевого развития
-протокол зачисленных в логопункт детей, утверждённый ПМПК ДОУ (приложение №1) -речевые карты с планом индивидуальной работы и расписанием занятий(приложение №3)
-планы индивидуальных и подгрупповых занятий
-годовой план консультативно-методической работы с педагогическим коллективом и родителями (Приложение №2) -расписание и сетка занятий с детьми -отчёт о работе за год (приложение №5)
Раздел 2
Рекомендации к зачислению дошкольников на логопункт для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Организация обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ.
Отбор детей на логопедический пункт для детей с тяжелыми нарушениями речи проводит городская психолого-медико-педагогическая комиссия по представлению психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ на основании следующих документов:
? Протокола первичного обследования психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ;
? Характеристики воспитателя;
? Заключения врача-психиатра;
? Медицинской карты ребенка.
В ГПМПК для зачисления на логопункт для детей с тяжелыми нарушениями речи родители могут обратиться самостоятельно.
Зачисление на логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи детей при следующих заключениях ГПМПК:
I.Общее недоразвитие речи, обусловленное алалией, ринолалией, афазией, дизартрией. 1. Общее недоразвитие 1 уровня: отсутствие общеупотребительной речи. У детей крайне ограничен словарь, характерна многозначность употребляемых слов, употребление «корневых слов», отсутствие их грамматического оформления. Снижено понимание речи: дети не могут показать название части предметов, оттенки действий, качества предметов, плохо различают грамматические формы. Данные обследования показывают неустойчивость употребления звуков, смазанность артикуляции, использование в речи 1 -2 сложными словами. У них нет связной речи.
Дети с 1 уровнем общего недоразвития речи зачисляются на логопункт для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 лет на 4 года обучения.
2.Общее недоразвитие речи II уровня. У детей имеется простая фразовая речь, но она грубо аграмматична: отсутствует согласование прилагательных с существительными (асинь ета- красная лента); опускаются предлоги - существительное остается в исходной форме (Паток изит аман. - Платок лежит в кармане.); смешиваются падежные окончания (Каита танкам- Катается на санках.). Эти дети не владеют навыком словообразования, смешивают слова, близкие по лексическому значению. Воспроизведение звуковой и слоговой структуры, звуконаполняемость слов резко нарушена: дети имеют по 10-15 дефектно произносимых звуков, сокращают количество слогов, имеют низкий уровень восприятия фонем (танита-воспитательница, тупил сима- наступила зима, ипа сек-выпал снег).
Детей со II уровнем общего недоразвития речи следует зачислять пункт на 3 года обучения.
3.Общее недоразвитие речи III вида. Дети с III уровнем имеют развернутую фразовую речь с пробелами в лексико-грамматическом и фонетико-фонематическом развитии. Ими допускается неточное употребление названий частей предмета, оттенков действий, качеств предметов; недостаточная сформированность наиболее сложных грамматических форм приводит к пропускам предметов (Мамой кадили макадин. -С мамаой ходили в магазин); к ошибкам в согласовании прилагательных с существительными при изменении их по числам и падежам (Я лисувую синим каладасом и касым кисоськом - Я рисую синим карандашом и красной кисточкой); к ошибкам в употреблении падежных конструкций (Ниги лизат столех) - Книги лежат на столах). Отмечаются затруднения в пользовании сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями предложений (Вова плякаль тому упаль -Вова плакал, потому что упал.)
У большинства детей остаются ошибки в произношении основных групп звуков, а также нарушения слоговой структуры, особенно в правильном воспроизведении звуконаполняемости слов. (Битекаль видает нидетьки. -Библиотекарь выдает книжечки)
. Для зачисления на логопедический пункт необходимо, чтобы у детей было нарушено не менее 2 групп звуков, например: свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 6 звуков.
Детей с III уровнем общего недоразвития следует зачислять на логопункт для детей с тяжелыми нарушениями речи с 4 лет на 3 года обучения.
3. Фонетико-фонематическое недоразвитие, обусловленное дизартрией, ринолалией. Для детей с ФФН характерно незаконченность формирования фонематического восприятия и нарушение произношения звуков. У таких детей отмечаются элементы отставания в лексико-грамматическом развитии.
Для зачисления на логопункт необходимо, чтобы у ребенка было нарушено не менее 2 групп звуков, например: свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 6 звуков.
Дети с ФФН зачисляются на логопункт для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 лет на 2 года обучения.
4. Недостаточная сформированность речевых средств обусловленная задержкой психического развития. Дети с ЗПР зачисляются на логопункт с 3 лет на 4 года обучения.
5.Заикание. Дети с заиканием принимаются на логопедический пункт с 3 лет на 1 год обучения.
6. В порядке исключения на логопедический пункт принимаются дети с недостаточной сформированностью речевых средств, обусловленной нарушением слуха легкой и средней степени тяжести, ранним детским аутизмом. Дети с нарушением слуха и ранним детским аутизмом зачисляются на логопункт с 3 лет на 4 года обучения.
7.Дети, имеющие противопоказания для пребывания в ДОУ, могут быть зачислены на логопункт и заниматься по индивидуальному, щадящему графику, составленному ПМПк ДОУ и утвержденному ГПМПК.
Количество воспитанников, одновременно занимающихся на логопункте, не должно превышать 12 детей с тяжелыми нарушениями речи. Для оптимизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения на один логопункт. По возможности дети должны находится в одной детской группе. В случае необходимости на логопункт зачисляются дети более младшего или старшего возраста. При этом дети могут быть воспитанниками других групп и посещать логопункт в соответствии с расписанием. Решение вопроса о детской группе находится в компетенции заведующей ДОУ.
Продолжительность групповых логопедических занятий составляет 20-35 минут, индивидуальных - 10-20 минут.
В 1 периоде обучения групповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа по формированию звуковых средств языка только индивидуально 4- 5 раз в неделю.
Во втором периоде обучения групповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводятся 3 раза в неделю. Работа по формированию звуковых средств языка только индивидуально 4- 5 раз в неделю.
В третьем периоде обучения групповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводятся 5 раза в неделю. Работа по формированию звуковых средств языка фронтально 2 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся только с детьми, речевое нарушение которых требует значительных коррекционных усилий.
Выпуск из логопедического пункта осуществляет ГПМПК.
Документация на логопедическом пункте для детей с тяжелыми нарушениями речи.
1. Протокол городской психолого-медико-педагогической комиссии.
2. Речевая карта с планом индивидуальной работы и расписанием занятий.
3. Список детей по группам в соответствии с диагнозом.
4. Протокол первичного обследования.
5. Дневник динамического наблюдения.
6. Характеристика.
7. Заключение врача-психиатра.
8. Сетка занятий.
9.Перспективные планы работы в соответствии со структурой дефекта. 10.Конспекты занятий. 11 .Журнал учета посещаемости занятий. 12.Перспективный годовой план работы. 13.Годовой отчет о работе. Приложение.
1 .Речевая карта.
2.Наполняемость групп.
3.Список рекомендуемого оборудования.
4.Организация обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
5Перспективный годовой план работы
Приложение №1
Протокол о зачислении детей с нерезко выраженными нарушениями речи ДОУ в
логопункт.
№п\ п |
групп а |
Ф.И.О. ребёнк а |
Дата рождени я |
Логопед. Заключены е |
Клинич. заключены е |
Дата зачислени я |
Рез-тат коррекц Работы |
Дата выпуск а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №2 Перспективный годовой план работы учителя-логопеда.
Направления Работы |
Группа |
Тематика проводимых мероприятий |
сроки |
Ответственный |
1 .Организационное: а)комплектование подгрупп б)составление расписания занятий |
Младшая-подготовит. |
Организация работы с учётом структуры речевого дефекта Организация коррекционной работы с учётом режима работы ДОУ |
Сентябрь сентябрь |
Учитель-логопед |
2 .Диагностическое: а)обследование детей врачом-психоневрологом б) обследование речевого развития детей |
По запросу родителей, воспитателей, учителя-логопеда средняя, старшая, подготовит, гр. |
Уточнение клинического заключения для зачисления в логопункт планирование коррекционной работы |
Май-август сентябрь f |
Воспитатели, учитель-логопед учитель-логопед |
3 .Коррекционно-развивающее |
Ясли, 1,2.младшие группы средняя-подготовит. |
Пед. наблюдение за общим развитием в системе единого речевого режима Подгрупповые, индивид, занятия |
Период адаптации Систематич. 2 раза в месяц согласно сетке занятий |
Учитель-логопед, Воспитатель, Педагог-психолог Учитель-логопед |
4.Методическое |
Средняя-подгот. Ясли, 1,2 младшая |
Семинар-практикум для воспитателей по особенностям ^ речевого ^ (jjk развития. Совещание по |
Октябрь декабрь |
Учитель-логопед Учитель- |
|
группы |
формированию единого речевого режима в ДОУ |
|
^логопед, члены ПМПк, воспитатели |
5. Лечебно-профилактическое |
Ясли, 1,2 младшие гр. |
Анализ адаптационного периода, индивидуальные консультации для родителей и педагогов. |
Ноябрь Еженедельно в часы консультаций |
Учитель-логопед, члены ПМПк |
Приложение №3
Речевая карта с планом индивидуальной работы и расписанием занятий.
1. Дата поступления ребенка в группу
2. Фамилия, имя.
3. Число, месяц, год рождения
4. Домашний адрес
5. Жалобы родителей
6. Слух
7. Общее развитие ребёнка (концентрация внимания, память, восприятие)
8.Состояние просодической стороны речи (темп, ритм, внятность, мелодико-
интонационная окраска)
9.Состояние общей, мелкой моторики.
10.Состояние зрительно-моторных координации
11. Данные о ходе речевого развития
Гуление лепет первые слова
Предложения
Прерывалось ли речевое развитие ребенка, По какой причине, как длительно 12.. Связная речь:
A) беседа
Б) составление рассказа по сюжетной картинке
B) составление рассказа по серии картинок Г) пересказ
Д) составление рассказа - описания предмета.
13. Словарь (активный и пассивный)
14. Грамматический строй (понимание грамматических форм и употребление их в активной речи)
15. Состояние артикуляционного аппарата
16. Произношение и различие звуков
17. Готовность к звуковому анализу и синтезу слов
18. Произношение слов сложного слогового состава
19.Логопедическое заключение с клиническим обоснованием врача-психиатра. (Речевая карта должна содержать образцы высказываний обследуемого ребёнка.)
План индивидуальной работы
№ п\п |
Период обучения |
Основные направления |
Содержание работы |
|
|
|
|
Расписание занятий
Форма занятий |
Дни надели |
Время |
(индивидуальная, |
|
|
групповая) |
|
|
Приложение №4
Наполняемость групп в логопедическом пункте ДОУ (нерезко выраженные нарушения речи).
Группы воспитанников |
Наполняемость (чел.) |
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР) |
До 5-ти |
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) |
До 6-ти |
С недостатками произношения отдельных звуков |
До 7-ми |
Примечание: минимальная наполняемость группы - 3 воспитанника.
Наполняемость групп в логопедическом пункте ДОУ _(тяжелые нарушения речи)__
Группы воспитанников |
Наполняемость (человек) |
С общим недоразвитием речи 1 речевого уровня |
ДоЗ |
С общим недоразвитием речи 2 речевого уровня |
ДоЗ |
С общим недоразвитием речи 3 речевого уровня |
До 4 |
С фонетико-фонематическим недоразвитием |
До 5 |
С недостаточной сформированностью речевых средств, обусловленной ЗПР |
ДоЗ |
С недостаточной сформированностью речевых средств, обусловленной нарушением слуха |
ДоЗ |
Приложение №5
Отчет о результатах коррекционной работы с воспитанниками, посещающими логопедический пункт за_учебный год.
|
К-во детей |
Нарушение устной |
речи |
|
ОНР |
ФФН |
ФН |
||
Зачислено в логопедический пункт |
|
|
|
|
Выпуск из логопедического пункта |
|
|
|
|
Оставлено в логопедическом пункте |
|
|
|
|
К статистическому отчёту прилагается краткая аналитическая справка о результатах коррекционно-развивающей работы за год по алгоритму:
-тема приоритетного направления в учебном году
-описание форм взаимодействия в работе с детьми, педагогами, родителями - перечень проблем, возникших в работе -причины неудач
-постановка целей и задач на следующий учебный год
Приложение№6
Список рекомендуемого оборудования логопедического пункта
1. Настенное зеркало для логопедических занятий (50x100) 1 шт.
2. Зеркало для индивидуальной работы (9x12) 8 шт.
3. Логопедические зонды, шпатели
4. Разрезная азбука (настенная) 1 шт.
5. Кассы букв (индивидуальные) 8 шт.
6. Учебно-методические пособия
7. Настольные игры, игрушки, конструкторы
8. Умывальник 1 шт.
9. Настенная доска 1 шт.
10. Шкафы для пособий 2-3 шт.
11. Стол канцелярский 1 шт.
12. Комплект стол-стул 8 шт.
13. Стулья Зшт.
14. Песочные часы 1 шт.
15. Секундомер 1 шт.
16. Магнитофон 1 шт.
17. Диапроектор (или фильмоскоп) 1 шт.
18. Компьютер 1 шт.
Примечание: разработанные приложения носят рекомендательный характер.
Расписание занятий
Форма занятий |
Дни надели |
Время |
(индивидуальная, |
|
|
групповая) |
|
|
Приложение №4
Наполняемость групп в логопедическом пункте ДОУ (нерезко выраженные нарушения речи).
Группы воспитанников |
Наполняемость (чел.) |
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР) |
До 5-ти |
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) |
До 6-ти |
С недостатками произношения отдельных звуков |
До 7-ми |
Примечание: минимальная наполняемость группы - 3 воспитанника.
Наполняемость групп в логопедическом пункте ДОУ _(тяжелые нарушения речи)_
Группы воспитанников |
Наполняемость (человек) |
С общим недоразвитием речи 1 речевого уровня |
ДоЗ |
С общим недоразвитием речи 2 речевого уровня |
ДоЗ |
С общим недоразвитием речи 3 речевого уровня |
До 4 |
С фонетико-фонематическим недоразвитием |
До 5 |
С недостаточной сформированностью речевых средств, обусловленной ЗПР |
ДоЗ |
С недостаточной сформированностью речевых средств, обусловленной нарушением слуха |
ДоЗ |
Приложение №5
Отчет о результатах коррекционной работы с воспитанниками, посещающими логопедический пункт за_учебный год.
|
К-во детей |
Нарушение устной |
речи |
|
ОНР |
ФФН |
ФН |
||
Зачислено в логопедический пункт |
|
|
|
|
Выпуск из логопедического пункта |
|
|
|
|
Оставлено в логопедическом пункте |
|
|
|
|
К статистическому отчёту прилагается краткая аналитическая справка о результатах коррекционно-развивающей работы за год по алгоритму:
-тема приоритетного направления в учебном году
-описание форм взаимодействия в работе с детьми, педагогами, родителями - перечень проблем, возникших в работе -причины неудач
-постановка целей и задач на следующий учебный год